Что такое инклюзия и почему инклюзивное образование выгодно государству?
22 декабря, 2020
Что такое инклюзия и почему инклюзивное образование выгодно государству?
22 декабря, 2020
«Разговоры о хорошем» продолжаются. Каждую неделю команда Philin Philgood встречается с представителями успешных фондов, чтобы узнавать о тенденциях и новостях третьего сектора. В этот раз мы пригласили Инну Монову, программного директора фонда «Обнаженные сердца». Она рассказала о том, почему инклюзия так важна в современной реальности и как фонд, основанный Натальей Водяновой, делает жизнь людей с особенностями развития лучше.
  1. Наша миссия — сформировать общество, открытое к людям с расстройствами аутистического спектра (РАС), церебральным параличом, синдромом Дауна и другими ментальными и физическими нарушениями, через системную профессиональную поддержку и продвижение инклюзии. Вся наша деятельность посвящена тому, чтобы помогать семьям, в которых есть такой ребёнок, вести полноценную жизнь. 

  2. Инклюзия — это возможность для людей с разными особенностями в равной степени участвовать в жизни общества. Она охватывает самые разные стороны человеческой жизни. Например, инклюзивная школа – это важный, но небольшой элемент в широком понятии инклюзивного общества. Поскольку сейчас школа является обязательной для всех, она столкнулась с необходимостью быть инклюзивной. Кроме того, инклюзивное общество подразумевает равный доступ к рынку труда, транспорту, общественным учреждениям, досугу. Как можно помочь становлению инклюзивного общества? Прежде всего, будьте примером. Исследования показывают, что отношение ребёнка к сверстникам с особенностями развития во многом зависит от отношения окружающих его взрослых. То есть, если взрослый спокоен, приветлив, проявляет уважение к другим детям (включая детей с инвалидностью), то его дети будут вести себя так же.

  3. Разговаривайте со своими детьми о людях с особенностями. Толерантность формируется с раннего возраста. Придерживайтесь принципа People-first: прежде всего нужно видеть человека, его индивидуальность, интересы и потребности, а уже потом его специфические особенности. Подбирайте правильные слова. Никаких «даун» и «аутист» — вместо этого используйте формулировки: «человек с синдромом Дауна» и «человек с аутизмом». Относитесь ко взрослым как ко взрослым: не нужно с 20-летними людьми играть в пирамидки и использовать по отношению к ним уничижительные формы общения. Не относитесь к людям с особенностями развития как к больным — не нужно говорить, что они «страдают нарушениями развития», потому что ребёнок или взрослый с особенностями не «страдает», а живет.

  4. Инклюзивное образование — это базис. Более того, для государства гораздо выгоднее развивать систему инклюзивного образования, потому что создать условия для ребёнка с особенностями развития в обычной школе дешевле, чем содержать специализированное учебное учреждение. Инклюзивное образование может реализовываться разными путями. Ребенок может обучаться в обычном классе с общей программой и без сопровождения — тогда 100% времени он будет находиться со сверстниками. Есть вариант специального сопровождения, когда ребёнок с поддержкой тьютора находится вместе с остальными детьми. Можно организовать процесс так, чтобы ребёнок учился по некоторым предметам по общей программе, а по остальным — индивидуально. Но пока эти дети не придут на уроки, не сядут в классы, ни один директор не начнет предпринимать какие-то действия. 

  5. Школы, которые думают о потребностях детей и готовы подстраиваться под ребят, где есть доверие и достаточное количество ресурсов, где педагоги хорошо образованы и организованы, понимают особенности каждого ребёнка и обладают поддержкой со стороны специалистов — такие школы комфортны и безопасны для всех. 

  6. Много лет мы в Фонде наблюдали, как детей с аутизмом либо не берут в школы, либо «выводят» на домашнее обучение. При этом закон об образовании даёт право ходить в школу всем вне зависимости от особенностей развития. Погрузившись в тему, мы обнаружили, что знаний и навыков для работы с детьми с РАС не хватает даже у педагогов спецшкол. Чтобы решить проблему, в 2013 году мы запустили проект «Школа». В рамках проекта мы обучаем педагогов, работающих с детьми с РАС, современным методикам, чтобы потом применить их на практике. Всего Фондом было обучено около 200 специалистов государственных образовательных учреждений. Благодаря этому более 600 ребят с РАС и другими нарушениями смогли пойти в школы Нижнего Новгорода, Твери и Петербурга.

  7. Наш Фонд старается использовать различные каналы привлечения аудитории к проблеме семей, воспитывающих детей с особенностями развития. Об этом важно говорить. А ещё важно привлекать людей, на которых ориентируется общество в нашей стране: это могут быть заслуженные мастера спорта, деятели науки, медийные личности. Мы взаимодействуем с ними, с заметными брендами и с помощью различных кампаний рассказываем, как важно поддерживать семьи, в которых есть дети с особенностями развития. К примеру, последние два года Фонд с брендом «Агуша» проводит социально-ориентированную кампанию #ПравоНаСчастье. На упаковках творожка и кефира «Агуша» изображается значок #ПравоНаСчастье. С каждой проданной упаковки продукта с таким значком «Обнаженные сердца» получают 1 рубль. Кроме того, «Агуша» запустила ТВ-рекламу по всей России, героями которой стали реальные дети с особенностями развития. В 2019 году акция помогла собрать 20 млн рублей. 

напишите нам

Используйте корректный адрес почты
Напишите сообщение