Как фонд «Старость в радость» делает своих подопечных счастливее
13 ноября, 2020
Как фонд «Старость в радость» делает своих подопечных счастливее
13 ноября, 2020
Новой гостьей наших «Разговоров о хорошем» стала Алла Романовская, программный директор фонда «Старость в радость».  Она рассказала о программах фонда, объяснила, почему не стоит бояться старости, и подсказала, как можно помочь бабушкам и дедушкам по всей России.
  1. Старость — табуированная тема. Мысли о пенсии, как о чём-то неизбежном, пугают большинство людей. Все сразу представляют себе болезни, атмосферу немощи, зависимости от посторонней поддержки, недееспособности. Но на самом деле, от этой тревоги есть лекарство: надо просто принять неизбежность того, что все мы когда-нибудь постареем. Мы не можем это изменить, но мы можем делать что-то, чтобы в дальнейшем наш пожилой возраст был интересным, активным, чтобы мы оставались вовлечёнными в жизнь семьи и общества. Все это возможно, если работать и прикладывать усилия к тому, чтобы наше будущее было не пугающим, а таким, которого можно и хочется ждать.

  2. Наш фонд занимается помощью не только пожилым людям, но и инвалидам, потому что иногда случается так, что человека, получающего инвалидность в юном возрасте, после 18 лет отправляют в дом престарелых. Больше всего мы как раз и работаем с домами престарелых — мы не помогаем устроиться в интернаты, это делают социальные службы, а работаем уже с теми, кто там живёт. У нас очень обширная программа, поэтому нередко получается организовать помощь и тем людям, которые живут у себя дома.

  3. Система долговременного ухода —  это возможность получить помощь любому человеку, который нуждается в посторонней поддержке. Система долговременного ухода уже давно применяется в других государствах, и одна из наших задач — добиться такого же системного подхода к этому вопросу в нашей стране.

    Интернаты и соцработники — только часть системы. Также нужны дневные центры, которые подойдут как для активных пенсионеров, готовых петь и заниматься гимнастикой, так и для тех, кто передвигается на коляске или живёт с деменцией. Например, утром автобус забрал бабушку, пока её родные отправились на работу, а вечером привёз обратно. Так пожилые люди не выпадут из жизни, а их близкие не будут бояться, что с их бабушкой что-нибудь случится. Также нужны школы ухода для родственников, пункты проката средств реабилитации (например колясок), нужны патронажные службы. Невозможно собрать деньги, чтобы построить все центры, купить все кровати, нанять всем нянечек, обеспечить творчество и средства по уходу. Это возможно только с поддержкой государства. На это и направлена огромная часть нашей деятельности: проанализировать лучшие практики, работать в интернатами и с центрами соцобслуживания, перенимать опыт других стран и внедрять его у нас. Проводить обучения, выступать на конференциях.
  4. У нашей организации уже более 300 подопечных домов, 20 тысяч волонтеров по всей стране, мы охватываем 50 регионов. На что мы существуем? На пожертвования. В основном это частные пожертвования, но сейчас всё больше нас поддерживают и компании — мы заработали себе имя, нам доверяют. Также есть целевые гранты и субсидии — это, например, президентские гранты, которые выдаются под конкретные проекты. Ещё у нас есть субсидия от Министерства труда на экспертную деятельность, на создание системы долговременного ухода. Без неё было бы сложно заниматься развитием направления. 

  5. Что будет, когда государство сможет обеспечить систему долговременного ухода? Наша миссия будет выполнена, потому что смысл деятельности фонда как раз в том, чтобы наша помощь была не нужна. Чтобы и без нас хорошо жили, а мы остались экспертами, подсказывали, как лучше сделать. Конечно, волонтёрство никуда не исчезнет, добровольческая деятельность будет дальше развиваться. Общение — одна из важнейших потребностей, а его может дать только человек человеку, а не система человеку, и волонтерство в любой стране, даже самой развитой, очень важно.

  6. Организация доступной среды в домах престарелых. Некоторые лежачие не потому лежат, что ходить не могут, а потому, что встать страшно — сразу упадёшь и уж точно сляжешь. Часто санузлы оказываются недоступными для пользования: либо они плохо оборудованы, либо двери узкие, и на коляске туда не проедешь. Когда человека, который не может двигаться, возят мыться, оборудования тоже часто нет, поэтому перекладывать его в ванную приходится нянечкам. Оборудовать комфортно пространство важно не только для того, чтобы человеку было безопасно и приятно жить, но и для того, чтобы облегчить жизнь работников интернатов. Мы меняем мебель, закупаем технику, собираем средства на ремонт зданий. Смотрим на среду в комплексе: мало купить коляску — нужно ещё посмотреть на пороги и пандусы, на ширину проёмов. Мало научить человека ходить самостоятельно — нужно ещё и поручни сделать, чтобы ему было, за что держаться. Делаем всё, чтобы человек чувствовал себя как дома, называл свою комнату «комнатой», а не «палатой», и жил в комфорте.

  7. Мы поддерживаем организацию бытовых комнат, чтобы пожилые люди могли питаться не только в столовых, а имели возможность сами себе что-то приготовить. В психоневрологических интернатах эти комнаты нужны для того, чтобы люди, которым восстанавливают дееспособность, могли жить самостоятельно, пробовать, тренироваться обслуживать себя, готовить, стирать, а в будущем и жить отдельно. 

  8. Нянечки. В интернатах в среднем на 40-50 человек всего 2 нянечки, которые каждый день должны всех мыть, кормить, переодевать, а ещё от них требуют мыть коридор и палаты. Из-за такой нагрузки они устают — сил и желания общаться, относиться к подопечным с должным уважением и вниманием, у них не остаётся. Поэтому мы стараемся обучать наших нянечек, чтобы они знали, что есть масса всего, что может облегчить уход за подопечными, и обеспечивать их этим оборудованием. Например, какой-нибудь пояс и доска для пересаживания из кровати на стул или в коляску поможет распределить нагрузку и не надорвать спину. Есть каталки для мытья: переложил человека с кровати на каталку, там же его и помыл. Помимо этого, нянечкам очень важна поддержка, потому что это тяжёлая, плохо оплачиваемая работа, которую часто люди совсем не уважают, в том числе и директора интернатов. Мы стараемся вложить в головы людей, что нянечки очень важны, на них всё держится, потому что они круглосуточно помогают. Мы стараемся делать для них праздники, чтобы они чувствовали свою необходимость. Иногда отправляем на обучение, потому что это тоже помогает повысить самооценку. Нянечки — это родственники тех, за кем они ухаживают. С ними подопечные проводят время, поэтому важно, чтобы они были позитивными, а не замученными. 

  9. Одна из важных программ — медицина. У нас три направления. Первое — адресная помощь, когда наш доктор приезжает и видит тяжёлый случай, тогда мы помогаем организовать госпитализацию. Второе — операции на глаза. Вообще, операции на глаза положены по полису ОМС бесплатно, но человек может ждать своей очереди несколько лет. За это время случай станет неоперабельным, а человек перестанет ходить, потому что не видит, куда идёт. Мы понимаем, что иногда проще собрать деньги и оплатить, чтобы человек мог нормально видеть и комфортно жить. И третье — протезирование. У нас большая программа зубного протезирования, поскольку оно не положено по ОМС: вырвут бесплатно, а новый вставят только за деньги. Поэтому мы собираем средства, чтобы хотя бы самые простые протезы сделать. Это тоже повышает качество жизни, даёт возможность нормально выглядеть, есть, не перетирая пищу. Протезирование тазобедренного сустава для подопечных мы организуем за счёт бюджета, но берём на себя многие сопутствующие сложности с анализами, доставкой в больницу и прочим.

  10. Досуг. Люди не могут жить просто так, ничем не интересуясь. Если с человеком не разговаривать, то он разучится говорить. В домах престарелых люди не помнят, когда у них день рождения, потому что их никто об этом не спрашивает. Наши культорги каждого «тормошат», ищут, что ему интересно — тогда бабушки и дедушки начинают рисовать, вязать, гулять, знакомиться друг с другом. У нас в Тверской области есть гончарная мастерская. И керамист с подопечными занимается несколько раз в неделю. Одна бабушка, которая лежала и собиралась помирать, сейчас с удовольствием посещает эту мастерскую. Также мы стараемся организовать нашим подопечным выезды в театры и на экскурсии, на футбол. 

  11. Сейчас мы развиваем видео-волонтёрство. Во многие интернаты купили ноутбуки, компьютеры, планшеты, чтобы была возможность собираться у экрана и проводить живые встречи, налаживать общение. В интернатах сначала не понимали, как это: собрать всех у ноутбука и смотреть на говорящие головы. А потом привыкли и вошли во вкус. У нас был частушечный баттл, когда порядка 20 интернатов со всей России собрались, чтобы провести такое своеобразное соревнование: кто быстрее на разные темы частушки вспомнит. Победил волгоградский домик, кстати. Недавно на концерте участвовали 22 интерната — и ещё почти столько же не успели выступить. В результате назначили вторую часть.

  12. Классными оказались экскурсии: люди заранее договариваются, выходят в эфир и проводят экскурсии по своему городу. Так, наши бабушки и дедушки были в Амстердаме, гуляли по Иерусалиму, Делфту, Костроме. В какой-то момент известные люди присоединялись к нашим видео-поездкам и навещали бабушек и дедушек. Дарья Мороз, Никита Ефремов, наши попечители Лиза Арзамасова и Родион Газманов, которые тоже фанаты путешествий. 

  13. «Внуки по переписке».  Вы можете взять на себя инициативу и периодически отправлять письма нашим подопечным в любые интернаты. Но надо обязательно настроиться на то, что это очень долго: ты пишешь, и иногда получаешь ответ, а чаще нет. Но ты точно знаешь, что пожилой человек на другом конце страны получил от тебя весточку и очень этому рад. Это тоже такой вид волонтёрства, потому что внимание пожилым людям крайне важно. 

  14. Очень важно интеллектуальное волонтёрство. Например, дизайнер может сделать баннер, а «компьютерный гений» настроить новую технику или починить старую. Очень здорово, когда есть волонтёры с прикладными умениями: парикмахеры, мастера маникюра, фотографы. Для пожилых людей целый праздник, когда приезжает такая бригада и устраивает «день красоты». Все наряжаются, образуются очереди бабушек на стрижку и нянечек на фотосессию или макияж. Волонтёрство pro bono в нашей деятельности бесценно.

  15. Помогать не обязательно деньгами или волонтёрством. Вы можете просто рассказывать другим о том, что есть наш фонд, о том, что вопросы помощи и поддержки пожилым людям поднимаются. Доносить до людей, что старости можно не бояться, а самому работать на неё. И тогда можно быть уверенным, что всё будет хорошо, что мы останемся активными и не потеряем интерес к жизни.

напишите нам

Используйте корректный адрес почты
Напишите сообщение