Soft skills для детей из приёмных семей: почему это важно и причём здесь «Шалаш»
04 декабря, 2020
Soft skills для детей из приёмных семей: почему это важно и причём здесь «Шалаш»
04 декабря, 2020
В ноябре на «Разговоры о хорошем» мы позвали Лилю Брайнис, социального психолога, педагога и директора благотворительного фонда  «Шалаш». Она рассказала о своём опыте создания фонда, о том, как развивать soft skills у детей и как «Шалаш» помогает людям.
Специалисты благотворительного фонда «Шалаш» системно работают с проблемой трудного поведения в России. Это значит, что они дают учителям и родителям конкретные и проверенные инструменты, которые помогают справляться с детской агрессией, воровством и нежеланием следовать правилам. Также специалисты фонда занимаются с ребятами из приёмных семей, развивая их учебные и социальные навыки. Всё это позволяет снижать количество детей, состоящих на учёте в полиции, число самоубийств и школьной стрельбы, ранних беременностей, психических заболеваний, зависимостей от алкоголя и наркотиков. Ниже — несколько тезисов из выступления Лили.

  1. Сейчас в России порядка 50 тысяч детей живут в детских домах, ещё около полумиллиона — в приёмных семьях. Часто эти ребята особенно нуждаются в развитии учебных и социальных навыков — например, таких, как выражение эмоций или умение доводить начатое до конца. Родителям и учителям этих детей нужны поддержка и знания, как справляться с агрессией, нежеланием следовать правилам.
  2. Основная идея была в том, что нужно работать с детьми из приёмных семей в направлении soft skills: развивать навыки 21 века, критическое и творческое мышление, навыки коммуникации, умение работать в команде. В 2017 году мы открыли нашу первую группу. Главной задачей было формирование учебных и метанавыков — того, что в школе от детей ждут, но чему не учат. Как следовать правилам? Как договариваться и работать в команде? Как говорить о своих чувствах и эмоциях другим? С первой группой я поняла: пока ребёнок не разобрался, куда он попал и какие там существуют правила, пока он не почувствовал себя в безопасности, никакой учебный процесс не пойдет. Ребёнок тратит свои силы на выживание:  анализ ситуации, размышления о том, никто ли ему не навредит, но не на учебный процесс.

  3. Почему именно приёмные семьи? Мы решили строить и развивать эту инфраструктуру для того, чтобы родители, которые забирают ребёнка из детского дома, понимали, что они не одни. Важно, чтобы они знали, куда именно можно обратиться за помощью, если не получится самостоятельно решить конфликт. А ещё для того, чтобы неуспеваемость ребёнка в школе не становилась причиной его возвращения в детский дом.

  4. У благотворительного фонда как организационно-правовой формы должно быть разделение властей. Так, высший законодательный орган — это совет фонда или правление. Кроме того, должен быть попечительский совет, который отвечает за принятие или непринятие бюджета, а ещё — директор и ревизор, который следит, чтобы всё было правильно.

  5. Мы провели эксперимент, чтобы проверить оптимальность нашей методики. С одними детьми мы занимались развитием социальных навыков один раз в неделю, а с другими — два раза. Показатели первой группы оказались выше, потому что навык развивается в результате постоянного повторения, но между повторениями должен быть промежуток, чтобы ребёнок смог обработать полученную информацию.

  6. Сейчас «Шалаш» сделал большой шаг в сторону новой стратегии. Теперь мы работаем не только с детьми из приёмных семей, но и с обычными ребятами, которые проявляют трудное поведение. По нашим подсчётам, в России живут около 7 млн детей, находящихся в группе риска по столкновению с трудностями поведения. Если с этими ребятами не работать, то увеличивается риск серьёзных негативных последствий: воровства, суицида, причинения вреда другим людям и себе. Всё это дало понимание, что нашей аудиторией будут также и учителя, ведь школа вносит большой вклад в развитие и социализацию ребёнка. Важно, чтобы с детьми с трудным поведением умели работать, а не просто отказывались от них. И вот этому учителей нужно обучать.

напишите нам

Используйте корректный адрес почты
Напишите сообщение